метод Томатис глазами врача-невролога (Тимошниковой Н.Н.)

Конец XX-начало XXI века стало временем прорыва во многих отраслях науки, в том числе нейробиологии мозга. Во многом этому способствовало появление таких нейровизуализационных методов диагностики, как МРТ, КТ головного мозга, а особенно позитронно-эмисионной томографии (ПЭТ) и функциональной МРТ. Учёные смогли заглянуть в «святая святых» — работу головного мозга. И многие «постулаты» и «аксиомы», казавшиеся до этого неопровержимыми, теперь окончательно подверглись пересмотру, а именно: «нервные клетки не восстанавливаются» — ещё как восстанавливаются! «Ментальность — это что-то эфимерное, которое не возможно подвергнуть исследованию». Ничего подобного! Вся мозговая деятельность (с учетом и психической патологии тоже) – это продукт деятельности мозга! В настоящее время это и многое другое уже не подлежит никакому сомнению. А, стало быть появилась надежда, что, возможно, воздействуя на клетки головного мозга разными способами, можно как-то повлиять, «сдвинуть с мёртвой точки» такую «ленивую», «инертную» махину, как деятельность мозга. Один из нейропсихологов справедливо заметил, что работу ассоциативных цепей мозга можно сравнить с накатанной колеёй от санок. И санки трудно пустить по новой колее. Для этого нам и нужны различные, в том числе и физические методы воздействия. Причём, надо заметить, что самым благоприятным периодом, чтобы попытаться что-то изменить «перенаправить» в этом процессе является детский мозг в сенситивные периоды его развития, одним из которых является возраст 2-5 лет (более ранний мы не берём в расчёт из-за трудностей диагностики). Педагогические занятия (с психологом, логопедом) тоже служат той же цели путём вербального воздействия, а также работы с визуальным материалом, воздействием эмоций педагога и тактильным воздействием. Но, к сожалению, человеческих сил не так много, а длительность, «напряжённость» занятий должна быть очень интенсивной – не менее 15 часов в неделю в течении не менее 3 лет! И тут нам на помощь приходят методики, результат научных открытий, которые воистину стоят на службе у педагогов и родителей. Одним из таких методов является Томатис (МТ). Стимулирующее воздействие на восприятие звуковых, в т.ч. «речевых» стимулов в определённом диапазоне происходит в следующем порядке: внутреннее ухо – слуховой нерв, средний мозг – лимбическая система, мозолистое тело (гиппокамп) – височные отделы (в первую очередь левого, доминирующего, полушария – передне-фронтальные отделы коры. Соответственно, показанием для терапии является недоразвитие этих зон мозга, приводящее к нарушениям функций высшей нервной деятельности с нарушением эмоциональной сферы в сочетании с нарушением восприятия речевых стимулов, нарушением межполушарных взаимодействий, и, как следствием, нарушением деятельности «третичных» полей мозга (фронтальной области), отвечающих за мотивацию, контролем за своим поведение, целенаправленности действий и т.д. Все эти нарушения присутствуют при таких заболеваниях, как сенсорная алалия, аутизм и аутистикоподобные расстройства. Стимуляция восходящих слуховых путей является физиологически и патогенетически оправданной, потому что именно в этом направлении «созревает» мозг, гармонично формируются ассоциативные связи мозга и высшая нервная деятельность. Не всегда имеется возможность «заглянуть» в мозг и определить, на каком именно этапе произошёл «сбой в программе», где воздействовал повреждающий фактор, тем более что нередко это происходит не на уровне морфологических структур, а на уровне работы нейромедиаторных систем. В любом случае процесс гармонизации происходит не стразу, очень медленно и постепенно. Также результаты различных исследований при любом методе воздействия (в т.ч. и МТ) демонстрируют определённый процент «неудач». К сожалению, 100% результата не может гарантировать никто, но достоверность воздействия не вызывает сомнения. Результаты терапии зависят от изначального уровня, ступеньки развития, на которой стоит ребёнок. Ожидание – переход на следующий этап. Например: ребёнок «неречевой», отказывающийся от какого-либо вида коммуникации начинает смотреть в глаза, у него появляется коллективная игра (подача мяча партнёру), он начинает пытаться произнести часть слова, иногда появляется «абрис» слова (т.е. произнесение только гласных) и т.д. У ребёнка, у которого в арсенале были только звукоподражания, появляются простые слова. Если были слова – появляется фраза и т.д. Т.е. происходит переход на следующую «ступень» развития. И эти маленькие победы бывают такими радостными и долгожданными! Методика, безусловно, показана и детям с небольшими, «деликатными» проблемами (из которых иногда вырастают большие трудности): нарушение фонематического слуха, дисграфии, дислексии, нарушение внимания и памяти. При этом ребёнок может ходить в обычный детский сад и учиться в обычной школе, но будет всегда немного «позади» от сверстников. Конечно, необходимо проведение диагностики слушания, чтобы определить источник проблем. Возможно, будет необходима консультация узких специалистов для исключения различных причин «отставания». И, в заключении, хочется повторить любимую врачебную «аксиому»: болезнь легче предупредить, чем лечить. Т.е. вмешательство должно достаточно ранним и комплексным.

Оставить отзыв/комментарий

Вы можете использовать эти теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

code