В Европе и Канаде метод Томатиса прошел множество испытаний. Исследование особенно указывают на эффективность при устранении трудностей обучения и решении поведенческих проблем. В Канаде существует центры, работающие по данному методу. При анализе занятий мистер Стутт заключает, что метод Томатиса приносит ощутимую пользу системе образования. Дети, прошедшие «слуховую терапию», продемонстрировали существенное увеличение I.Q. (коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства. Другой исследователь, Тим Гилмор, провел более глубокий анализ и обобщил полученные данные центра Томатиса в Торонто (Канада), в котором участвовала 400 детей и подростков, подтвердил заключения сделанные Стуттом. Все они показали хорошие результаты во время теста на школьную успеваемость и тестирования у психолога. В этом испытании 95 % родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:
- Повышение уровня коммуникабельности — 89%
- Увеличение концентрации внимания — 86%
- Уменьшение уровня расстройств — 80%
- Понимание чтения — 85%
- Качество речи — 74%
- Память — 73%
- Запись по буквам — 69%
- Зрелость — 84%
На протяжении шести последующих месяцев 83 % детей сохранили и даже развили, увеличили свои достижения. Остальные 14 % детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3 % утратили приобретенные навыки.
Опыт применения комплексной терапии у больных с алалией и аутизмом в условиях «Томатис-центра» г. Барнаул:
Проблема расстройств аутистического спектра и сложных нарушений речевого развития в виде сенсорной алалии является многоплановой, значимой с медицинской и социальной точек зрения, нуждается в разработке мультидисциплинарных клинико-биологических исследований, в поиске новых абилитационных подходов, профилактической стратегии в оказании помощи детям с нарушением психического и речевого развития [4, стр. 13]. Неизменным также остаются принципы мультидисциплинарности, комплексности и непрерывности в абилитации больных.
Базовым методом воздействия при нарушениях развития когнитивных функций для врачей неврологов, психиатров всегда являлась медикаментозная терапия нейрометаболическими стимуляторами [3, стр.35]. В случае показаний в виде присоединения симптоматики психотического спектра, а также труднокорригируемых форм поведения, врачами-психиатрами применяется антипсихотическая терапия, а также другие группы препаратов [4, стр.128]. Однако, не стоит забывать, что фармакотерапия – важная, но не единственная часть комплексного лечения. В России до сих пор практически не проводилось сравнительных исследований эффективности и безопасности различных методов и лекарственных средств для лечения аутистических расстройств, полностью отвечающих современным мировым стандартам доказательной медицины [4, стр.125].
Методы педагогического воздействия чрезвычайно эффективны. Это методы логопедической коррекции и прикладной анализ поведения (АВА-терапия), получившие широкое распространение для коррекции нежелательных форм поведения, а также выработки необходимых навыков (т.н. оперантное научение) [4, стр.139]. Однако, специалистов, владеющих необходимыми навыками работы с непростой категорией детей, откровенно мало, особенно в отдалённых от европейской части страны территориях. Выраженный негативизм со стороны детей, нередко возникающий при работе, отказ от совместной деятельности, создают препятствия при установления контакта. Эмоциональный «дефект» таких детей требует большой эмоциональной вовлечённости, что приводит к быстрой утомляемости и возникновению синдрома «выгорания» у специалистов и родителей. Тем не менее, состояние детей-аутистов и алаликов улучшается, если профилактические мероприятия начинаются рано (в возрасте 2-4 лет), являются интенсивными (не менее 15 часов в неделю) и продолжительными (более 2-х лет) [4, стр.121].
Таким образом, возникает потребность в использовании (в частности) физических методов, которые позволяют увеличить экспозицию направленного воздействия, делают его доступным, вплоть до ежедневного применения в необходимом объёме [2, стр 10].
В условиях Томатис-центра (г. Барнаул) был накоплен опыт наблюдения за результатами сочетания двух методов физического воздействия — слуховой терапии по методу Альфреда Томатиса (МТ) и транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) на фоне получения основной базовой медикаментозной терапии и педагогических занятий со специалистами.
МТ имеет несколько модификаций и в последнее время получила довольно широкое распространение, в том числе и в России. В данном случае, сенсорное воздействие проводилось на аппаратах Solisten компании Tomatis Developpment (Франция). При воздействии по методу Томатис, стимуляция происходит по восходящим путям мозга от периферии к центральным, корковым отделам мозга, что согласуется с теорией Бернштейна о поступательном, «восходящем» созревании мозга и является онтогенетически оправданным. Данный подход также не противоречит и теории поражения проводящих путей между полушариями при формировании речевых расстройств (синдрома алалии) при созревании детского мозга, т.к. восходящий путь проходит и систему межполушарных взаимодействий, не достигших необходимой стадии развития [1, стр.176-177]
ТМС — метод, основанный на стимуляции нейронов головного мозга переменным магнитным полем. Его суть заключается в возникновении под действием сильного магнитного поля деполяризации мембран нервных клеток [5, стр.7]. Учитывая нарушение формирования у таких детей топографической картины мозга с локализацией «речевых» центров восприятия речи в левой височной области (зона Вернике) и левой заднелобной области (зоной Брока) и т.н. «фронтальную» недостаточность с нарушением формирования третичных полей мозга в передних лобных долях, именно эти зоны были взяты для ТМС. В то же время нейрональная сеть в поверхностных областях мозга взаимодействуют с более глубокими центрами памяти, расположенными в гиппокампе, косвенное воздействие на которые также необходимо для интеграции всех отделов мозга, участвующих в осуществлении высшей нервной деятельности.
Клинические исследования применения ТМС проводилось ранее при лечении таких состояний, как депрессия (уровень доказательности A по Европейским рекомендациям), тревожное расстройство (уровень доказательности С по Европейским рекомендациям), афазии Вернике и Брока (недостаточная статистическая группа, требуется проведение дополнительных исследований) [5, стр. 12]. Однако, имеющиеся эмоциональные расстройства в структуре заболевания сами по себе давали оправданные основания ожидания позитивных результатов при применении методики.
В анализ были взяты 17 детей в возрасте 3-8 лет, наблюдающиеся в условиях центра больше года. Диагнозы лечебных учреждений: у 7 детей – ранний детский аутизм (РДА); 5 детей имели диагноз специфического расстройства развития с психической и речевой задержкой с синдромом алалии; 2 детей имели сочетанную патологию в виде детского церебрального паралича (ДЦП) с нарушением психического и речевого развития; у 3 детей наблюдалась задержка речевого развития с синдромом алалии без нарушения интеллектуального развития. У всех детей без РДА имелись нарушения поведения в виде аутистикоподобного синдрома. Все дети прошли скрининг-обследование для исключения эпилептической активности головного мозга при отсутствии клинических данных о наличии эпиприступов в анамнезе. Все дети получали базовую медикаментозную коррекцию в виде приёма препаратов группы нейропротекторов периодичностью 4 курса в год. 4 ребёнка из 5 с диагнозом РДА получали терапию атипичными нейролептиками. Все дети посещали реабилитационные центры или специализированные детские дошкольные учреждения (ДДУ) с регулярными занятиями у специалистов – логопедов-дефектологов и психологов. Дополнительно к этому все дети из анализируемой группы получили 3 курса МТ общей экспозицией 60 часов с интервалами 1-2 месяца между 1 и 2 курсом, и 3-4 месяца между 2 и 3 курсом. Во время 2-го интервала между курсами МТ проводилась ТМС в условиях частного медицинского центра «Пигмалион» на магнитном стимуляторе Нейро-МС компании Нейрософт (Россия) № 10 сеансов через день. Повторный курс ТМС был проведён с интервалом в полгода после первого.
Анализ результатов проводился путём опроса родителей и, по возможности ребёнка, а также из результатов клинического наблюдения за ребёнком. Из анализируемой группы у 9-ти детей (52,9%) наблюдалась отчётливая «речевая» положительная динамика в виде увеличения количества слов в словаре, формирования фразы (при первоначальном её отсутствии), появления слов (после наличия в арсенале только звукоподражаний) и т.д. У 14 детей (82,3%, включая «речевую» группу) отмечалось улучшения поведения, целенаправленности действий в игре, появлении указательного жеста, фиксации взгляда на собеседнике, выполнение просьб и команд со стороны взрослых и сверстников, понимание обращённых фраз. У 3-х детей (17,6%, все из них дети с РДА) достоверной положительной динамики не выявлено. Данные результаты являются обнадёживающими, так как в центр обращаются родители детей с наиболее тяжёлой патологией, отчаявшиеся в получении результативной помощи от государственных учреждений и реабилитационных центров.
Рассмотрен опыт применения комбинированных физических методов воздействия – слуховой терапии по методу Томатис и транскраниальной магнитной стимуляции на фоне медикаментозной терапии и педагогических занятий со специалистами у 17 больных с ранним детским аутизмом и синдромом алалии с расстройством аутистического спектра в условиях Томатис-центра г. Барнаул. Проанализированы результаты.
Ключевые слова: метод Томатис, транскраниальная магнитная стимуляция, ранний детский аутизм, алалия, расстройство аутистического спектра.
The experience of the use of combined physical methods of stimulation – auditory therapy and Tomatis method, transcranial magnetic stimulation in pharmacotherapy teaching and training of specialists in 17 patients with the early infantile autisme syndrome Allie with autism spectrum disorder in the Tomatis centre in Barnaul. We analyzed the results.
Keywords: Tomatis method, transcranial magnetic stimulation, early infantile autism, alalia, autism spectrum disorder.
Список литературы:
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов – М.: Астрель, 2005г.
2. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: Материалы Междунар. научно-практич. конф., 28 окт. 2013г./ под общ. Ред. Доц. Ж.В. Антиповой. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013г.
3. Маслова О.И. Ноотропы в когнитивной неврологии детского возраста. Метод. пособие для врачей. – М. ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, 2014г.
4. Расстройства аутистического спектра у детей. Научно-практическое руководство. Под редакцией Н.В. Симашковой. – М. Авторская академия, 2013г.
5. Червяков А.В., Пойдашева А.Г., Коржова Ю.Е. и др. Ритмическая транскраниальная магнитная стимуляция в неврологии и психиатрии. Журнал неврологии и психиатрии, -М. №12, 2015 г, стр.7-13.
Сведения об авторе: Тимошникова Наталья Николаевна врач невролог высшей категории, Томатис-центр, г. Барнаул, РФ. Реабилитация и абилитация больных с речевой патологией. e-mail: nat.timoshnikova@ya.ru.