Метод был разработан Альфредом Томатисом, французским врачом отоларингологом и фониатром, который определяется как педагогика слушания.
У уха две главные функции: слышать и слушать (анализировать). Но существует еще две функции: ухо влияет на координацию движений человека и несет энергетический потенциал.
У ребенка с аутизмом, дефицитом внимания и/или гиперактивностью (СДВГ)функции мозжечка недостаточно развиты, вестибулярный аппарат не эффективен (не простимулирован). Ребенок пытается самостоятельно «простимулировать» вестибулярный аппарат, поэтому он такой «активный» (а иногда и «гиперактивный»): «активность» — это попытка простимулировать вестибулярный аппарат. Но такой «активности» детям недостаточно, поэтому дети и пытаются простимулировать свой вестибулярный аппарат доступными способами. Ухо напрямую связано с рабой вестибулярного аппарата.
Но слышим мы не только ушами, но и костями, существует и костная проводимость. Вспомните, когда вы зимой идете в теплой плотной шапке и не можете слышать шума приближающегося автомобиля, то в последний момент тело как будто содрогается от испуга – это инстинктивное содрогание. Это кости «слышали», воспринимали звук, поэтому и реакция была у человека очень сильной (скелет очень хорошо проводит звук). Вы почувствовали звук до того как его услышали. Наше тело отреагирует на звуковой раздражитель быстрее, чем наши уши. Костное восприятие быстрее нежели воздушное. Взрослые и дети с эмоциональными и двигательными проблемами все время испытывают эту доминанту: слишком много «слышат» своим телом, т.е. воспринимают слуховую информацию при помощи костнопроводящего пути. Проблема заключается в том, что у них отсутствует механизм избирательного отсева сенсорной информации, которая поступает через тело. Поэтому люди с дефицитом внимания и/или с гиперактивностью, дети с аутизмом вынуждены:
- или обращать внимание на всю входящую информацию,
- или сортировать всю входящую информацию.
Если люди воспринимают всю входящую информацию, то они чувствуют себя как будто засыпанными, забросанными, даже малейшими раздражителями (стимуляциями). В противоположном случае, если сортируют всю выходящую информацию, то они становятся апатичными и очень спокойными, таким образом, перестают фокусироваться на том, что слышат.
Программа рассчитана на людей с разными проблемами (проблемы памяти и внимания, гиперакузия, плохая речь и поведение, проблемы с обучением и др.), но главное «обучить» мозг анализировать голосовую (речевую) информацию с помощью ушей.
Ухо осуществляет следующие функции:
- участие в координации и равновесии (позиция тела),
- так же взаимодействие глаз-ухо-рука,
- управление телом,
- узнавание ритма, частоты (зарядка тела, мозга).
В целом работа со слуховым вниманием тренирует функцию мышления и других высших психических функций. Особенно важна способность «выслушивать» высокие частоты. Так, старые люди, которые имеют нарушение позиции тела, теряют способность слышать высокие частоты, слышат нечетко, возникает апатия.
Можно хорошо слышать, но не уметь использовать того, что слышим. Так поступают и дети с аутизмом: слышат, но не используют поступающую информацию, закрываются от общения.
Ухо имеет уникальное строение, в том числе во внутреннем ухе существует две косточки: «стремечко» и «наковальня» и одноименные мышцы. Гибкость этих мышц зависит от умения слушать (во время урока звуки могут доноситься из коридора, но дети сосредоточены на речи учителя и не обращают на шум внимание). Ухо имеет способность защищаться от громких звуков: понижается напряжение мышц уха, расслабляется барабанная перепонка и тогда может возникнуть нервная реакция со стороны ребенка (либо дети закрываются от слушания, либо компенсируют это явление движением – так происходит с гиперактивными детьми: пытаются компенсировать проблемы восприятия, слухового внимания движением, излишней активностью). Слышим мы в пассив, но слушаем, анализируем – активно. Именно поэтому дети с аутизмом не могут использовать того, что слышат, не могут активно коммуницировать.
Так же воздействуя на слух, мы воздействуем на психику. Программа «Метод Томатис» обучает Ваши уши тому, чтобы они стали главным (ведущим, доминантным, солирующим) входом для звуков, а костно-проводящий путь – вторым (второстепенным). Только так звуки будут обрабатываться правильно. От правильного процесса слушания (как активного: не просто слышу, а слушаю, воспринимаю и анализирую) с помощью метода Томатиса к правильной (контролируемой) речи, а уже далее к комфортному психологическому состоянию, к гармонии с самим собой и окружающим миром.
Эффект Томатиса – повторение идеального человеческого уха. Нужно ухо научить слушать (анализировать), если оно не научилось это делать самостоятельно. Процесс обучения происходит у ребенка самостоятельно. В утробе ребенок слышит только высокие частоты, человек рождается, и ухо заново учится слушать. У ребенка ухо очень пластично (до 10-12 лет), далее эта способность постепенно теряется (так, в японском языке нет звуков «л» и «р» и со временем у носителей японского теряется способность воспринимать, различать эти звуки).
Таким образом, эффект Томатиса – слуховой тренинг, при помощи прибора слушаются звуки, проходит «зарядка» для мышц уха и коры головного мозга.
Очень громкие звуки сильнее напрягают мышцы уха, барабанная перепонка начинает подстраиваться, регулироваться – ухо защищается от громких звуков. Так наушники поднимают уровень звука, ухо устает и расслабляет барабанную перепонку, тогда приходится опять прибавлять, усиливать звук, и снова происходит тот же процесс. Следовательно, появляется ощущение что, чем громче звук, тем хуже слышим, поэтому сами наушники и снижают диапазон слушания (они усиливают в основном низкие частоты, то есть они заряжают тело, и мы устаем). Получается замкнутый круг, ведь МОЗГ ТРЕБУЕТ ВЫСОКИХ ЧАСТОТ.
Для детей является проблемой умение выслушивать высокие частоты. Хотя уже в утробе матери дети слышат высокие частоты, но через костный путь и околоплодную жидкость. Но после рождения дети начинают слушание, наоборот, с низких частот и каждый год жизни диапазон увеличивается. Томатис так же уделял огромное значение слуховой дифференциации.
Сначала ребенок начинает слушать левым ухом (происходит развитие правого полушария: ритмы, эмоции и др.). А контроль над речью должно осуществлять левое полушарие, но оно онтогенетически образовалось позднее и в целом его формирование происходит позднее, а у детей с патологией (в том числе и с речевой) контроль над речью нарушен – работает только левое ухо, осуществляется только левосторонний контроль.
У детей с аутизмом, с СДВГ и другими проблемами ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЛУХ: малейший звук ребенка раздражает, я сам он при этом может очень громко кричать. Этот эффект связан с костной передачей информации. После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, у него нет потребности громко кричать.
Альфред Томатис уделял большое внимание среднему уху, микро-гимнастике мышц среднего уха (это своеобразный мышечный тренинг – «фитнес» мышц среднего уха). От напряжения мышц в финале будет зависеть работа мозга. При этом происходит стимуляция глубинной чувствительности. Детям с сенсорными нарушениями трудно слушать, так как ему нужно оторваться от собственного тела. У такого отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле, то есть плохой вестибулярный аппарат. После прохождения занятий по методу Томатиса ребенок избавляется от дисфункции, выравнивает свое слуховое внимание после 2-3 месяцев после терапии.
Во время терапии разрешается рисовать и заниматься другой ИЗО деятельностью, играть в настольные игры и организовывать подобные занятия, нежелательно: читать, писать, запрещается использовать электронные устройства (телефоны, магнитофоны, компьютеры, PSP и т.п.).
Какова структура занятий?
Мозг нуждается в интенсивной и повторяющейся стимуляции, как в равной степени нуждается в отдыхе, поэтому проведение сессий распределяется следующим образом. Первая сессия занимает 15 дней по 2 часа ежедневных слуховых стимуляций с помощью «Электронного уха», за которой следуют другие сессии по 8 дней. Между первой и второй сессиями необходим перерыв в 4-6 недель. Между последующими допустим перерыв от нескольких месяцев до года.
Тренинг слушания должен быть длительным. Это объясняется тем, что мозг учится спустя 40-45 часов. Именно поэтому имеет смысл проходить не менее двух сессий по методике Томатис. Так как мозг изменяет способ восприятия, ему нужно постоянно в определенном ритме и определенное время давать повторяющуюся информацию. Это такое же упражнение, как и многие другие, будь то интеллектуальные или физические тренировки. Организм узнает, что можно действовать другим способом, и с этого момента у него есть возможность выбора.